Цель
и задачи развития речи детей (Алексеева М.М., Яшина
Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников)
Основная цель работы по развитию речи и обучению
родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими
на основе овладения литературным языком своего народа.
В отечественной методике одной из главных целей
речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное,
богатое содержание в устной и письменной речи (К. Д. Ушинский).
Долгое время при характеристике цели речевого
развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее
правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на
родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении
друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному
возрасту». Правильная речь рассматривалась как: а) правильное произношение
звуков и слов; б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно
изменять слова согласно грамматике русского языка (См.; Соловьева О. И.
Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1960. –
С. 19–20.)
Такое понимание объясняется общепринятым тогда в
языкознании подходом к культуре речи как к ее правильности. В конце 60-х гг. в
понятии «культура речи» стали выделять две стороны: правильность и
коммуникативную целесообразность (Г. И. Винокур, Б. Н. Головин, В. Г.
Костомаров, А. А. Леонтьев). Правильная речь считается необходимой, но низшей
ступенью, а коммуникативно-целесообразная речь – высшей ступенью овладения
литературным языком. Первая характеризуется тем, что говорящий употребляет
языковые единицы в соответствии с нормами языка, например без носков (а не без
носок), надеть пальто (а не одеть) и др. Но правильная речь может быть бедной,
с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями. Вторая
характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях
общения. Здесь имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных
способов выражения определенного смысла. Эту вторую, высшую ступень школьные
методисты применительно к школьной практике речевого развития назвали хорошей
речью (См.: Методика развития речи на уроках русского языка/Под ред. Т. А.
Ладыженской. – М., 1991.)
Признаками хорошей речи являются лексическое
богатство, точность, выразительность.
Такой подход в определенной мере можно использовать
и по отношению к дошкольному возрасту, более того, он обнаруживается при
анализе современных программ детского сада, методической литературы по
проблемам речевого развития детей. Развитие речи рассматривается как
формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и
уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета.
Экспериментальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к старшему
дошкольному возрасту дети могут овладеть не только правильной, но и хорошей
речью.
Следовательно, в современной методике цель речевого
развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и
хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и
возможностей.
Общая задача развития речи состоит из ряда частных,
специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого
общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи.
Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством
Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта
характеристики задач развития речи: структурный (формирование разных
структурных уровней системы языка – фонетического, лексического,
грамматического); функциональный, или коммуникативный (формирование навыков
владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм
речевого общения – диалога и монолога); когнитивный, познавательный
(формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).
Остановимся кратко на характеристике каждой задачи.
Их содержание определяется лингвистическими понятиями и психологическими особенностями
овладения языком.
1. Развитие словаря.
Овладение словарным запасом составляет основу
речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В
словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки,
качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их
жизнедеятельности и общения с окружающими.
Главное в развитии детского словаря – освоение
значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом
высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
Словарная работа в детском саду проводится на основе
ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом
познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне
элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова,
его ассоциативные связи (семантическое поле) с другими словами, особенности
употребления в речи. В современной методике большое значение придается развитию
умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять
многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими
средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа
теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи.
2. Воспитание звуковой
культуры речи – многоаспектная задача, в которую входят более частные
микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения
(говорение, речепроизношение).
Она предполагает: развитие речевого слуха, на основе
которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка;
обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности
речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр
голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку четкой дикции.
Большое внимание уделяется культуре речевого поведения. Воспитатель учит детей
пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий
общения.
Дошкольное детство – наиболее благоприятный период
для воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и правильным
произношением должно быть завершено в детском саду (к пяти годам).
3. Формирование
грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны
речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и
синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Без овладения
грамматикой невозможно речевое общение.
Освоение грамматического строя представляет большую
сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются
абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка
отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из
грамматических норм и правил.
Дети усваивают грамматический строй практически,
путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В дошкольном учреждении
создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки
грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок.
Обращается внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов
словообразования, разнообразных синтаксических конструкций. Важно добиться,
чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом
общении, в связной речи.
4. Развитие связной
речи включает развитие диалогической и монологической речи.
а) Развитие диалогической (разговорной) речи.
Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста.
Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической
речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими.
Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо
развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не
формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать
умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и
поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять,
пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации
общения.
Не менее важно и то, что в диалогической речи
развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога.
Монолог зарождается в недрах диалога (Ф. А. Сохин).
б) Развитие связной монологической речи предполагает
формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить
самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе
элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его.
5. Формирование
элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к
обучению грамоте.
«В подготовительной к школе группе речь впервые
становится для детей предметом изучения. Воспитатель развивает у них отношение
к устной речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу
слов». Детей учат также производить слоговой анализ слова, анализ словесного
состава предложений. Все это способствует формированию нового отношения к речи.
Предметом осознания детей становится речь (Соловьева О. И. Методика развития
речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1966. – С. 27.)
Но осознание речи связано не только с подготовкой к
обучению грамоте. Ф. А. Сохин отмечал, что работа, направленная на элементарное
осознание звуков речи, слов, начинается задолго до подготовительной к школе
группы. При обучении правильному звукопроизношению, развитии фонематического
слуха детям даются задания вслушиваться в звучание слов, находить наиболее
часто повторяющиеся звуки в нескольких словах, определять местоположение звука
в слове, вспомнить слова с заданным звуком. В процессе словарной работы дети
выполняют задания на подбор антонимов (слова с противоположным значением),
синонимов (слова, близкие по значению), отыскивают определения и сравнения в
текстах художественных произведений. Причем важным моментом является
употребление в формулировках заданий терминов «слово», «звук». Это позволяет
сформировать у детей первые представления о разграничении слова и звука. В
дальнейшем при подготовке к обучению грамоте «эти представления углубляются,
так как ребенок вычленяет слово и звук именно как единицы речи, имеет
возможность «услышать» их отдельность в составе целого.
Осознание явлений языка и речи углубляет наблюдения
детей над языком, создает условия для саморазвития речи, повышает уровень
контроля за речью. При соответствующем руководстве со стороны взрослых оно
способствует воспитанию интереса к обсуждению языковых явлений, любви к родному
языку.
В соответствии с традициями отечественной методики в
круг задач развития речи включается еще одна задача – ознакомление с
художественной литературой, не являющаяся речевой в собственном смысле слова.
Скорее ее можно рассматривать как средство осуществления всех задач развития
речи ребенка и усвоения языка в его эстетической функции. Художественное слово
оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и
средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления детей с художественной
литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух,
творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. Поэтому
важнейшей задачей детского сада является воспитание у детей интереса и любви к
художественному слову.
Вычленение задач развития речи носит условный
характер, в работе с детьми они тесно связаны между собой. Эти отношения
определяются объективно существующими связями между различными единицами языка.
Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок
правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова
в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. Взаимосвязь разных речевых
задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для
наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.
Вместе с тем центральной, ведущей задачей является
развитие связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, в
связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная
(общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.
Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и
речевого развития. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи
речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической
стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий