среда, 25 января 2017 г.

Картотека фольклора народов Южного Урала

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну ли,
Не ворчите вы, кастрюли.
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите,
Кашу сладкую варите,
Наших деток накормите. Таня, Машенька и Женька,
Мойте руки хорошенько.
Не жалейте мыла.
Я уж стол накрыла.

Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси - в гусли,
Утки - в дудки,
Овцы - в донцы,
Тараканы - в барабаны.

Кран откройся, нос умойся,
Мойтесь сразу оба глаза,
Мойтесь уши, мойся шейка
Шейка, мойся хорошенько
Мойся, мойся, обливайся.
Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

Руки мой перед едой,
Грязные руки грозят бедой.

Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.

Теплая водичка
Умоет Тане личико,
Пальчики — Антошке,
Сашеньке — ладошки.

На улице
Две курицы
С петухом дерутся.
Две девицы-красавицы
Смотрят и смеются:
- Ха-ха-ха, ха-ха-ха!
Как нам жалко петуха!

Что такое чистым быть?
Руки чаще с мылом мыть,
Грязь убрать из-под ногтей,
Да постричь их поскорей.
Умываться по утрам
И еще по вечерам.
Чисто вымою я уши —
Будут уши лучше слушать.
Отчего блестят глаза?
С мылом умывался я.
Мне еще нужна сноровка,
Чтобы зубы чистить ловко.
Дружат волосы с расческой,
Хороша моя прическа.
Ай, лады, ай, лады,

Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Зайчишка-трусишка
По полю бежал, в огород забежал.
Капустку нашёл, морковку нашел.
Сидит, грызёт. Ай, кто идёт.

Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.

Мы лепили пирожки,
Из пшеничной из муки,
А для милой мамочки,
Испекли два прянечка,
Кушай, кушай мамочка,
Вкусные два пряничка!

Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.

Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.

Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.

Хоть с тобой я ссорюсь часто,
Гребешок зубастый,
Здравствуй!
Без тебя нельзя сестричке
Заплести свои косички.
Без тебя пришлось бы брагу
Целый день ходить лохматым

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплёту,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
«Ты расти, расти, коса —
Всему городу краса».

Каравай
Как на (имя именинника) день рожденья
Испекли мы каравай,
Вот такой вышины.
Вот такой нижины.
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Каравай, каравай!
Кого любишь - выбирай!
Я люблю, конечно, всех,
А вот (имя участника) больше всех!

Вот и полдник подошел,
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат.
За обедом не сори,
Насорил — так убери.
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.

На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.
Пей, дружок, томатный сок,
Будешь строен и высок.

Глубоко и мелко,
Корабли в тарелке,
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот.

«Не хочу есть манную кашу!» —
Кричала девочка Маша.
«Правильно» — думала каша,
Хорошая девочка Маша».

Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.

Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.

Посадим на ложку
Капустку, картошку — и спрячем!
Попробуй найди!
Не видно на ложке
Капустки, картошки.
И нет на тарелке — гляди!

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?


Сначала он в поле большом
колосится,
Потом в амбаре крестьянском
хранится.
Затем он в пекарне печется
И мягким, душистым на стол
подается.

Мы едем, едем, едем В далёкие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья. Нам весело живётся, Мы песенку поём, И в песенке поётся О том, как мы живём. Тра-та-та! Тра-та-та! Мы везём с собой кота, Чижика, собаку, Петьку-забияку, Обезьяну, попугая — Вот компания какая! Когда живётся дружно, Что может лучше быть! И ссориться не нужно, И можно всех любить.

Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.

Солнышко, вёдрышко,
Выйди из-за облачка.
Сядь на пенёк,
Погуляй весь денёк.

Таня, Машенька и Женька,
Мойте руки хорошенько.
Не жалейте мыла.
Я уж стол накрыла.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.

Кран откройся, нос умойся,
Мойтесь сразу оба глаза,
Мойтесь уши, мойся шейка
Шейка, мойся хорошенько
Мойся, мойся, обливайся.
Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

Руки мой перед едой,
Грязные руки грозят бедой.
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.

Теплая водичка
Умоет Тане личико,
Пальчики — Антошке,
Сашеньке — ладошки.

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Чище умойся, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.

Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.

Улитка, улитка,
Покажи-ка рожки.
Дам тебе за это
Зёрнышки да крошки.

Бабка-липка, сядь на травку,
На шёлкову, на муравку.
Да на росу-росинку
Рассмотрю твою я спинку.

Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.

Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.

Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.

Хоть с тобой я ссорюсь часто,
Гребешок зубастый,
Здравствуй!
Без тебя нельзя сестричке
Заплести свои косички.
Без тебя пришлось бы брагу
Целый день ходить лохматым

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплёту,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
«Ты расти, расти, коса —
Всему городу краса».

Поехали, поехали
За шишками-орехами!
По кочкам, по кочкам,
По ягодкам, цветочкам,
Пенечкам и кусточкам,
Зелененьким листочкам
В ямку – бух!

Вот и полдник подошел,
Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат.
За обедом не сори,
Насорил — так убери.
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.

На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.
Пей, дружок, томатный сок,
Будешь строен и высок.
Глубоко и мелко,
Корабли в тарелке,
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот.

«Не хочу есть манную кашу!» —
Кричала девочка Маша.
«Правильно» — думала каша,
Хорошая девочка Маша».

Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.

Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.

Посадим на ложку
Капустку, картошку — и спрячем!
Попробуй найди!
Не видно на ложке
Капустки, картошки.
И нет на тарелке — гляди!

Из-за леса, из-за гор
Едет дядюшка Егор.
Сам на лошадке,
В красной шапке,
Жена на баране,
В красном сарафане.
Дети на телятах,
Внуки на козлятах.

Сначала он в поле большом
колосится,
Потом в амбаре крестьянском
хранится.
Затем он в пекарне печется
И мягким, душистым на стол
подается.

Жили у бабуси
Жили у бабуси
Два весёлых гуся,
Один - серый, другой - белый,
Два весёлых гуся.
Один - серый, другой - белый,
Два весёлых гуся!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки,
Один - серый, другой - белый,
Спрятались в канавке.
Один - серый, другой - белый,
Спрятались в канавке!
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один - серый, другой - белый,
Гуси мои, гуси!

Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий